Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края   
   Главная страница arrow История деревень arrow Раменский район arrow История Николо-Гнилушенского погоста
Главное меню
Главная страница
Новости
История деревень
Православные храмы
Публикации в прессе
Творчество жителей
Фотогалерея
О сайте
Контакты
Рекомендуйте нас
Гостевая книга
Кто в онлайне
Сейчас на сайте:
Гостей - 7



История Николо-Гнилушенского погоста

Версия для печати Отправить на e-mail
Как мы уже сказали, потомки Петра владели деревней вплоть до начала XVIII века. А в середине его, владельцем является Пётр Григорьевич Волков. Волковы это известный довольно многочисленный дворянский род. Ради интереса я подсчитал количество служилых лиц, из числа Волковых. И что же: их во второй половине 18 века насчитывалось около 80 человека. Был среди них и Григорий Волков, и Пётр Григорьевич, но более подробных сведений о них отыскать не удалось.

Дальнейшая судьба деревни Головино связана с теми же лицами, о которых мы с вами говорили, когда рассказывали о д. Пестовка. После Петра Григорьевича деревня находится во владении четы Волковых – Михаила Яковлевича и Прасковьи Тимофеевны, от которых попадает к Васильчикову Григорию Алексеевичу, а потом её покупают Заливские.

В 1852 году в деревне было 18 дворов, где проживало 142 жителя. В 1924-ом, соответственно 34 двора и 174 жителя, которые обрабатывали 232 десятины земли. Деревня также входит в состав АО «Бронницкая птицефабрика».

На нашем пути мы должны посетить село, которое фактически было центром данной округи. Оно расположено на берегу реки Гнилуши, или Гнилой Северки, называемое Спас-Михнево. Проезжая мимо, видишь густые заросли старого кладбища и остатки каменной стены то ли церкви, то ли часовни.

Всё это мелькнёт за окном проходящего автобуса и останется в прошлом. А проехали мы мимо частицы нашей истории. Пусть она маленькая, но она наша.

Давайте сойдём и познакомимся с ней поближе. Спас-Михнево на самом деле не село и даже не деревня, а погост, как он числится в книге К. Нистрема «Указатель селений и жителей Московской губернии» М. 1852 г. – Спасо-Михневский погост.

Ранее в славянские времена под погостом понималось место, где происходил местный торг. Купец назывался «гость». И приезжал он гостить, то есть торговать. Кроме того, там было место сбора дани – полюдье, а ещё раньше, возможно, дохристианское капище, где стоял деревянный идол или священное дерево. Позднее здесь ставили церковь и при ней естественно, образовывалось кладбище. Таким образом, название, обозначавшее место торговли, превратилось в место, где находилось кладбище-погост.

На сколько далеко можно продлевать возраст селения Спас-Михнево от первого упоминания в письменных источниках? На этот вопрос можно попытаться ответить с помощью археологии.

В округе, недалеко от Спас-Михнево находилось довольно много славянских курганов. У д. Пестово около 15 насыпей, у д. Скрыпино 3 насыпи на берегу реки Гнилуши. У с. Шубина 2 насыпи, также около р. Гнилуши. Курганы были около д. Залесье на левом берегу р. Гнилуши на Борисовом поле. И далее вниз по течению реки Гнилуши, там где мы с вами уже побывали.

Так, что места были заселены очень давно и плотно. К сожалению, как мы уже говорили, материалов раскопок этих курганов в нашем распоряжении пока нет.

В писцовых книгах 1577 года село Спас-Михнево на Гнилой Северке упоминается как вотчина Фёдора Михайлова сына, Нащёкина и Кондратия Фёдорова сына, Лазарева, да за Прокофьем, за Денисием за Герасимовыми детьми, Нащекина. В селе деревянная церковь Преображения Спасова. Она находилась в вотчине семьи Нащекиных.

Более подробно о Нащекиных мы с вами поговорим, когда будем в д. Нащекино. Для сведения, сообщим только, что после Нащекиных владельцами Спас-Михнева становятся Годуновы. В конце XVI века им был Иван Иванович Годунов, а после гибели Ивана Ивановича, селом владела его жена Ирина Никитична Годунова. А затем владельцами были дети: Фёдор, Иван, Степан Ивановичи Годуновы. В 1677 году Спас-Михнево и д. Нащекино числились за Дмитрием Ивановичем Годуновым. А в 1705 году Спас-Михнево принадлежало Марфе, жене Григорьевой, Годуновой.

Борис Годунов известен своей строительной деятельностью. В родовых поместьях по его указу строятся каменные церкви, что было по тем временам очень редким явлением. В 1593 году была построена каменная церковь и в селе Спас-Михнево. В наших местах эта церковь была второй по счёту. А первая была построена в селе Степановское в вотчине боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева.

Спасо-Михневская церковь находится в одном ряду таких известных, как церкви в с. Беседы, в Вязёмах (1598 г.), собор Донского монастыря (1593 г.), Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре (1585 г.) Храм Николы Явленного на Арбате (1593 г.). Вот в таком окружении оказалась наша скромная деревенская церковь.

По писцовым книгам Московского государства село Спасское-Михнево известно с 1577 года. Но в клировых ведомостях дата постройки первого храма в селе указывается 1523 год. Причём там говорится, что она выстроена из камня, с одним престолом, тщанием прихожан.

Писцовые книги приводят иную версию, которую мы цитировали выше: там говорится, что церковь в селе была деревянной. По всей видимости клировые ведомости указывают более реальную картину, тем более, что и другие источники указывают на то, что строительство первого каменного храма в селе Спас-Михнево приходится на 1593 год.



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >




Наверх
© 2017 Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края
Наверх
Яндекс цитирования