Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края   
   Главная страница arrow Публикации в прессе arrow Фольклор в средней школе
Главное меню
Главная страница
Новости
История деревень
Православные храмы
Публикации в прессе
Творчество жителей
Фотогалерея
О сайте
Контакты
Рекомендуйте нас
Гостевая книга
Кто в онлайне
Сейчас на сайте:
Гостей - 9



Фольклор в средней школе

Версия для печати Отправить на e-mail

В последнее время в школьные программы по литературе все чаще стали включать изучение устного народного творчества.
Осознание необходимости более широкого знакомства с фольклором — явление отрадное. Фольклор самоценен; обращение к нему позволяет глубже понять и почувствовать дух собственного народа, его миросозерцание, культуру историю. Но, помимо этого, изучение фольклора расширяет и обогащает восприятие литературы.

Литература многим обязана фольклору. Исторически он «старше», предшествует литературе. К моменту ее возникновения (на русской почве это XI–XII вв.) в фольклоре уже сложилась система жанров, изобразительных средств, символов.

Естественно, что литература во многом ориентирована на фольклор, обогащалась в этом взаимодействии. Древнерусская литература вся построена на «диалоге» с фольклором, они как бы прорастают друг в друга. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве» — этот своеобразный «синтез героической песни и плача». В XVIII в. влияние фольклора на литературу как бы ослабевает, однако у романтиков интерес к народному творчеству вспыхивает с небывалой силой. Из фольклора заимствуются сюжеты, образы, жанры — вспомним хотя бы Жуковского. В XIX в. нет практически ни одного крупного писателя, творчество которого не было связано с фольклором. Пушкинские «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»; «Песнь про купца Калашникова» Лермонтова; «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя; лирика Некрасова; сказки Салтыкова-Щедрина — примеры можно множить. На рубеже веков складывается особая литературно-фольклорная культура — культура городского романса, оказавшая огромное влияние на поэзию того времени (в частности, на Блока), давшая позже мощный толчок авторской песне. XX в. тоже отдал свою дань фольклору — не только Есенин, Шолохов, Твардовский, но и Цветаева, Платонов, Пастернак. Уже простое перечисление этих имен говорит нам о настоятельной необходимости серьезного изучения устного народного творчества в школе. Однако за сакраментальным вопросом «Что делать?» неизбежно следует гораздо более сложный «Как делать?». Нет пособий, учебников, пленок с текстами (фольклор в идеале должен слушаться — он на это и рассчитан). Представляется, что в этих условиях рассказ об опыте преподавания фольклора в школе будет полезен учителю и поможет ему справиться хотя бы с частью возникших трудностей.

Уроки по фольклору проводились нами в течение ряда лет в школах № 10 г. Твери и № 57 г. Москвы. Как показывает практика, фольклор с интересом воспринимается как учениками средних классов, так и старшеклассниками. Однако и цели, и приемы изучения существенно различаются. В старших классах мы стремимся выстроить своеобразный курс фольклора, подойти к его изучению более системно, стараясь в то же время постоянно проецировать изученное на литературный материал. Речь о таком курсе фольклора пойдет ниже. В средних же классах мы отказались от построения строгого курса. На этом этапе важно пробудить интерес к устному народному творчеству, дать понять ребятам, что они — носители фольклора (анекдоты, частушки, считалки, дразнилки с удовольствием вспомнят все), в конце концов, просто поиграть с ними в фольклор.

Принцип игры с текстом, словом должен, на наш взгляд, стать главным при изучении фольклора в средних классах. На одном из уроков по былинам после знакомства с термином «постоянный эпитет» мы предложили ученикам такую игру: составить предложение в котором было бы употреблено как можно больше постоянных эпитетов. Естественно, что все должно быть «обставлено» как соревнование: и фиксированное время для работы, и чтение своих предложений вслух, и определение победителей, и даже последующая публикация в классном литературно-художественном журнале (кстати, если его еще нет — прекрасный повод для начала!). Вот некоторые примеры:
«Поехал в чисто поле да на коне богатырском добрый молодец, да поехал за наливным яблочком для красной девицы, что в стольном Киеве-граде живет, да устами сахарными сладки речи говорит» (Загорская Инна).

«Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел» (Григорьянц Алеша).

«Ударила красна девица добра молодца в чистом поле мечом булатным, упал добрый молодец на сыру землю головой буйной да залились уста сахарные кровью» (Максакова Катя).
Для закрепления понятия «гипербола» можно предложить ребятам продолжить, используя гиперболы, предложения типа:
Конь Ильи Муромца был таким тяжелым, что, когда он скакал, казалось, что ….

Добрыня Никитич так яростно нападал на врагов, что им казалось, что ….
Побеждает самый остроумный.
Игра? Да, игра. Но она помогла ребятам в полном смысле слова освоить важнейшие стилевые моменты былин. Не просто узнать, познакомиться сними, а именно усвоить, сделать своими, пропустить через себя. Логическим итогом такого разговора о былинах станет сочинение собственных былин (естественно это домашнее задание, его может выполнить и один ученик, и группа учащихся). С точки зрения «строгой» фольклористики сочинять фольклор нельзя, однако мы не видим более удобного способа собрать воедино полученные о жанре знания. Ребятам придется провести достаточно сложную работу по стилизации, соблюсти все каноны — это ли не лучшая проверка усвоенности материала? К тому же в процессе такой работы, в общем-то, далекий от ребят жанр былин как бы приближается к ним — ведь очень интересно и весело писать, а потом читать в классе былину на актуальный сюжет из окружающей жизни. Рискнем привести небольшие фрагменты из сочиненных ребятами былин:

Как задумал наш учитель добрый молодец
Да контрольную работушку по русскому.
И наказывал он своим детушкам:
«Подготовьтесь вы да получше,
Диалог и обращение усвойте!»
Не послушались его детушки,
Написали все контрольную на двоечки.
Рассердился добрый молодец учитель наш,
Да затопал он ногами по полу:
«Не послушались вы, неслухи этакие!
Я вам, батюшка и матушка, наказывал,
Подготовиться к контрольной, поучиться!»
Опечатались детушки-ребятушки:
«Виноваты, не подумали, исправимся!»
Побежали резвые ноженьки скорей домой,
И учили детки правила всю ноченьку.
А наутро написали все контрольную
На пятерочки, на отличные…
(Полякова Поля)
Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да Никитичу-то матушка наказывала:
"Ты не езди-ка в школу далече на троллейбусе,
Там сомнут тебя, в бифштекс заделают!
Там согнут тебя да в три погибели
И прижмут тебя ко стеночке к железненькой,
А та стеночка в троллейбусе тонюсенькая,
И окажешься ты на холоде.
А зима-то в Москве у нас лютая,
И промочишь ты свои ноженьки,
И простудишь свое ты горлышко.
(Фундатор Наташа)



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

След. >




Наверх
© 2017 Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края
Наверх
Яндекс цитирования