Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края   
   Главная страница arrow Публикации в прессе arrow Фольклор в средней школе
Главная страница
Новости
История деревень
Православные храмы
Публикации в прессе
Творчество жителей
Фотогалерея
О сайте
Контакты
Рекомендуйте нас
Гостевая книга
Сейчас на сайте:
Гостей - 2



Фольклор в средней школе

Версия для печати Отправить на e-mail
Особое внимание следует уделить традиции причитаний на свадьбе, часто непонятной ребятам, объяснить, почему свадьба воспринималась женщиной так трагически. Еще раз подчеркнем, что урок по свадьбе удобнее всего провести непосредственно перед главой «Крестьянка» из «Кому на Руси…» — тогда разговор о «женском счастье» станет более конкретным и живым. (Много интересного материала, касающегося обрядового фольклора, найдет для себя учитель в книге: Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1987.)

С необрядовым песенным фоьклором знакомимся по жанрам. Кратко вспомним былины главным образом для того, чтобы подчеркнуть отличие от них исторических песен, на которых стоит остановиться подробнее. Советуем, учителю познакомить ребят с местными историческими песнями — как правило, они воспринимаются с большим интересом. Можно провести также сопоставление песен с летописными сказаниями об одних и тех же событиях — тогда специфика исторической песни выявится более ярко. Например, можно сравнить песню «Щелкан Дюдентьевич», посвященную восстанию Твери в 1327 году против ненавистного татарского хана, с летописным «Сказанием о Шевкале». Обстоятельственным должен стать разговор о народной балладе — одном из важнейших песенных эпических жанров, ибо она, с одной стороны, оказала огромное влияние на развитие баллады литературной, с другой же активно питала культуру городского и жестокого романса. Песни балладного типа (на любовно-семейную тему, с трагической развязкой событий) остаются и по сей день излюбленными народными песнями. Богатый материал по историческим песням и балладам учитель найдёт в книгах: Исторические песни. Баллады. (серия «Сокровища русского фольклора»). М., 1991; Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989.
Необъятно море лирических песен. Поскольку в науке нет четкой жанровой классификации лирических песен, можно условно подразделить их по характеру мелодии на частые и протяжные. Тематика этих групп также будет отличаться: частые — в основном песни шуточного характера, протяжные же печальны и грустны. Можно познакомить ребят с тематическими разновидностями песен (солдатскими, рекрутскими, сиротскими, разбойничьими и т. д.). Пусть на уроке звучит больше песен. Если учитель хотя бы немного поёт, мы советуем ему исполнить песни самому: непрофессиональное, но живое, непосредственное исполнение всегда вызывает гораздо больший интерес у ребят, чем самая качественная запись. На уроке должен, на наш взгляд, разговор о символике лирической песни, стремящейся выразить некое душевное состояние, внутреннее настроение через какие-либо внешние явления. Символ — это знак-образ; картина, но значимая не сама по себе, а предлагающая угадать нечто, стоящее за ней. Любое изображение становится символом — либо счастья, либо горя. Сохнет в поле дерево, надвигается туча — значит, разговор пойдёт о беде; идёт купля-продажа — не миновать любовной встречи; предстоит переезд через реку — значит, впереди смерть. Как видим, вся ткань народной песни глубоко символична. Важно, что литература во многом позаимствовала это свойство у фольклора.

И, наконец, частушки. Здесь царят веселье и смех. Покажите ребятам разные типы мелодий и распевов, попросите их, наконец, спеть самих.

Урок о романсе завершает наш курс фольклора. Собственно, романс — явление неоднозначное, не только стоящее на стыке литературы и фольклора, но как бы вобравшее в себя и множество собственно фольклорных жанров (баллады, солдатские песни, тюремный фольклор и т. д.). Необычен интерес к этому жанру — его пели и поют все. Ведь главные его герои — это любовь и разлука, столь знакомые каждому любящему сердцу. Познакомьте ребят с разновидностями романса: цыганским романсом с его аффектированным, доведённым до предела, несколько картинным страданием; романсом-балладой, центром которого становится любовь на границе жизни и смерти, трагический финал любви; романсом-элегией; жестоким романсом, находящимся на стыке низовой городской культуры; появляющимся в годы войны солдатским романсом; эмигрантским романсом и даже с антиромансом, пародирующим романсную тематику и структуру. Мы не хотели бы навязывать в данном случае никаких схем и даём лишь некоторые направления для разговора, надеясь, что учитель сам выберет то, что ему по душе, и нарастит конкретным материалом предложенный нами каркас.

В заключение хотим отметить, что в предлагаемом нами варианте преподавания фольклора в средней школе есть, конечно же, много спорных моментов. Мы расцениваем данную статью как приглашение к разговору и с удовольствием выслушаем все критические замечания и пожелания коллег.

Сергей Волков, школа № 57
«Литература», 1994, № 44


Сделать закладку на эту страницу:



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

След. >




Наверх
© 2017 Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края
Наверх
Яндекс цитирования