Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края   
   Главная страница arrow Публикации в прессе arrow Фольклор в средней школе
Главное меню
Главная страница
Новости
История деревень
Православные храмы
Публикации в прессе
Творчество жителей
Фотогалерея
О сайте
Контакты
Рекомендуйте нас
Гостевая книга
Кто в онлайне
Сейчас на сайте:
Гостей - 11



Фольклор в средней школе

Версия для печати Отправить на e-mail
При знакомстве с календарным фольклором мы просим ребят сочинять свои колядки, подблюдные гадания. А «проверку» проводим, разыгрывая Святки. Естественно, что такие уроки потребуют от учителя большего напряжения, мобилизации всех своих возможностей (певческих, актерских, режиссерских), однако все это окупится сторицей.

И, наконец, можно поиграть с ребятами в фольклористов. Многие учителя в свое время проходили фольклорную практику и, вероятно, помнят, что собиратели обычно работают парами, чтобы было удобнее вести запись: один участник пары записывает только нечетные строки песен, а другой — только четные. Затем они сводят свои записи в единый текст. Пусть ребята в классе разобьются на такие пары, а исполнителем будет учитель. После небольшой тренировки «собиратели» вполне смогут записать песню, исполняемую в обычном темпе. Как правило, мы «играем в фольклористов» после разговора о необрядовой песне, когда у ребят уже сложились какие-то представления об основных песенных жанрах. Поэтому мы предлагаем «собирателям» небольшой паспорт к записанной ими песне: где, когда, кем и от кого записано и, главное, к какому жанру относится песня и почему. К примеру, если исполнялась народная баллада, то в паспорте ребята уже смогут отметить специфическую семейно-любовную тематику песни, острый конфликт, напряженное действие, трагическую развязку событий.

Подводя итог разговору об уроках фольклора в средних классах, хотим подчеркнуть, что на этом этапе гораздо важнее не ЧТО изучать, а КАК. Принцип подачи материала через игру, через собственное творчество учеников должен быть, на наш взгляд, основным. Главное, чтобы фольклор стал ребятам интересен — интерес этот будет хорошей почвой для более серьезного разговора об устном народном творчестве в старших классах.
Старшеклассников ожидает уже курс фольклора. Поскольку времени на изучение устного народного творчества в старших классах нет, его буквально приходится выкраивать, мы сознательно обходим жанры, о которых подробно говорилось в средних классах,— сказки, былины, малые жанры. С учетом этого курс строится из следующих блоков.

Обрядовый фольклор:
календарный (2–3 урока)
семейный (свадебный) (2 урока)
Необрядовый фольклор:
песенные жанры (от исторической песни до частушки) и городской романс (2–3 урока)

С учетом того, что о народной прозе (былички, легенды, поверья), заговорах и элементах народной драмы удобно поговорить в связи с обрядовым фольклором, ученики всего за 7–8 часов смогут получить представление практически обо всех важнейших фольклорных жанрах. Достоинство курса еще и в том, что учитель по своему усмотрению может определить место каждого блока в общей системе уроков литературы. Как показывает практика, календарный фольклор удобнее всего рассматривать перед «Евгением Онегиным» или «Вечерами…» Гоголя; о свадебном фольклоре можно говорить перед «Кому на Руси жить хорошо»; здесь же можно рассмотреть необрядовую лирику либо «перекинуть» ее вместе с городским романсом в самое начало 11-го класса, предваряя разговор о поэзии серебряного века. Главное, чтобы материал «не повис» в воздухе, чтобы он служил подмогой при изучении литературного произведения.
Дадим небольшие пояснения к содержанию курса «Обрядовый фольклор».

Мы выбрали для изучения два комплекса обрядов: календарный и из семейных — свадебный, очень важно, чтобы услышанное на уроке было как-то систематизировано и хотя бы кратко записано учащимся. Облегчает эту работу своеобразные «опорные конспекты». На уроке, посвященном календарю, мы предлагаем нарисовать на доске (и, соответственно, в тетради) большой круг, символизирующий годовой цикл, и отмечать на нем по ходу рассказа народные праздники, обряды и фольклорные жанры, им соответствующие. Учитель расскажет ребятам о языческой основе народного календаря, познакомит их с мифом об умирающем и воскресающем божестве, отметит вместе с ребятами пиковые, с точки зрения язычника, моменты года — зимнее и летнее солнцестояния и весеннее и осеннее равноденствие. Зимнее солнцестояние — критическая точка, победа злых сил над солнцем; затем постепенно солнце набирает силу, «возрождается», с тем чтобы после летнего солнцестояния опять пойти на убыль,— круговорот этот вечен. С этой языческой основой тесно переплелся христианский календарь со своими праздниками, так что получилось своеобразное единство. Рассказ о каждом конкретно празднике удобно строить, вскрывая эти два пласта — языческий и христианский. Например, когда речь пойдет о Святках, Рождестве, учитель отметит, что название праздника — христианское, Церковь очень торжественно отмечает рождение Иисуса Христа. Некоторые обычаи связаны с этой стороной праздника, например, обычай, распространенный в северных областях, «славить Христа», нося по деревне звезду на высоком шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду. С другой стороны, группа обрядов связана с языческими представлениями. Ведь Святки проходят в необычное с точки зрения традиционного сознания время. Учитель кратко расскажет ребятам о том, что мир в сознании традиционного человека был поделен как бы на две части: «свое» и «чужое», «посюстороннее» и «потустороннее», «чистое» и «нечистое». По этому признаку членилось и пространство, и время. В частности, всякий рубеж (будь то пространственный — межа, река, дорога, порог — или временной — полдень, полночь, зори) считался «нечистым».

Как раз на такой рубежный, пограничный, «переломный» (ведь Солнце, «погибнув», только-только начинает возрождаться) период года и приходятся Святки. А значит, Святки — это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, граница между сферами своего и чужого, это время разгула нечистой силы. Именно поэтому в Святки так распространено ряженье, т. е. скрывание лица маской. Занятие это считалось бесовским (черт часто меняет личины), греховным, поэтому после окончания Святок, во время водоосвящения на Богоявление, грех этот нужно было смывать в проруби. Именно поэтому в Святки гадали: ведь гадание — это приобщение к нечистой силе, знающей будущее.

Предлагаемая форма рассказа — по двум «пластам» календаря — позволяет системно организовать материал, сделать его более доступным для восприятия, а опорный конспект «Годовой круг» поможет лучше запомнить услышанное.

Структура свадебного обряда будет зарисована нами в виде прямой линии, на которой отметим важнейшие этапы свадьбы (сразу оговоримся, что мы опираемся большей частью на северный материал, учителя же вольны — и это даже лучше — привлекать к рассказу свой, местный фольклор). Первый этап — так называемый «предсвадебный сговор». Это сватовство и рукобитье — договор о свадьбе. Следует отметить некоторый торговый характер происходящих действий: сваты представляются купцами, имущими товар, они буквально торгуются с родителями невесты. Рукобитью предшествует подробный осмотр хозяйства жениха. Именно в этот период начинаются причитания невесты — даже «приглашения на свадьбу» родственникам она делает в виде плача. Второй этап — канун свадьбы: девичник и баня. Девушке расплетают косу — отныне она как замужняя женщина будет носить две косы. Поскольку считается, что в переломные моменты жизни человеку особенно может повредить нечистая сила, то и во время мытья, и на протяжении всей свадьбы вообще выполняется множество оберегающих, магических действий. Третий этап — утро свадьбы, подготовка жениха и невесты, приезд жениха в дом. Вместе с женихом приезжают непременные участники свадебного поезда — дружка, тысяцкий. Дружка поможет жениху преодолеть все препятствия на пути к невесте, которые постоянно чинятся родственниками и подругами невесты. В этот момент на свадьбе начинают звучать величальные песни, прославляющие красоту и подчеркивающие достоинства жениха и невесты, и шуточные, высмеивающие, корильные песни. После родительского благословения происходит венчание в церкви. Завершает свадьбу свадебный пир, длящийся часто несколько дней.



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

След. >




Наверх
© 2017 Краеведческий альманах юго-восточного Подмосковья. История, культура и природа родного края
Наверх
Яндекс цитирования